?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
К вопросу об устойчивости институциональных сред.
Бесплатный сыр...
piatroff


Коллективное бессознательное и коллективное сознательное

Данный раздел необязателен с точки зрения связности восприятия темы. Он для тех, кому не лень прикоснуться к психоанализу.

Начнем с коллективного бессознательного.

«Карл Юнг подчеркивал, что некоторые атрибуты психики нельзя отнести целиком и полностью к человеческой личности, а следует рассматривать в качестве содержаний "сверхличностного или коллективного бессознательного". Коллективное бессознательное – нечто вроде осадка опыта людей и их животных предков и одновременно – образ мира как некая его априорность.

Согласно представлениям Юнга, коллективное бессознательное можно охарактеризовать следующим образом:
оно не развивается индивидуально, а получено по наследству;
является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом, имеет мифологические по своему характеру содержание;
состоит из архетипов, являющихся шаблонами инстинктивного поведения;
вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и не подвластны контролю со стороны воли;
включает в себя продукты архаической природы – содержания и образы поведения, которые одинаковы у всех индивидов;
состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом;
идентично у всех людей, образуя всеобщее основание душевной жизни каждого;
представляет собой единую для всех подоснову, сохраняющую нерасторжимую целостность и фундаментальную идентичность». Ссылка.

Коллективное бессознательное – фундамент видовой идентичности. Дифференцировка особей на уровне коллективного бессознательного будет означать не что иное, как возникновение разных человеческих видов, поскольку будет иметь своим следствием неизбежную социальную, а за ней и репродуктивную изоляцию.

В противоположность бессознательному, коллективное сознательное является продуктом рационального структурирования конкретным социумом предшествующего опыта в модели образов мира, в смыслы, в стереотипы поведения. Поскольку граничные условия (среда обитания) различны, то отличаются и результаты структурирования.

Онтологию следует рассматривать как композицию коллективного бессознательного и коллективного сознательного.

Обычно к онтологии относят только вторую часть – коллективное сознательное, как очевидный признак социальной дифференцировки особей в рамках единого (пока еще) вида homo sapiens.

Чувство комплиментарности

Целостная онтология создает основания для подсознательной внутренней симпатии в рамках социальной группы на фундаменте единого мировоззрения.

В процессах социогенеза любовь и онтология действуют совместно в качестве фактора, объединяющего и стабилизирующего человеческие социумы. Суперпозиция любви и онтологии это то, что Л.Н.Гумилев назвал чувством комплиментарности.

По Л.Н.Гумилеву комплиментарность – неосознанная интуитивная подсознательная взаимная симпатия членов социальной группы друг к другу.

Чувство комплиментарности порождает у особи внутреннюю доминанту – потребность принадлежать к данному конкретному социуму.


Основной закон социального строительства

Чтобы нечто устойчивое социальное создать, надо полюбить и вызвать ответную любовь.

Любовь не правит миром

У нее куда более важная функция – она формирует окружающий нас социальный ландшафт. Без любви попросту нечем бы было править.

Правят миром иные силы, о которых поговорим в следующей части.