Previous Entry Share Next Entry
О «конце истории» ...
Бесплатный сыр...
piatroff
С месяц тому назад случилась у меня дискуссия с одним расПИАРенным рб-шным экономистом монетраного толка, который пел дифирамбы монетарному крылу рб-шных властей . В дискуссии выяснилось , что человек в упор не видит реальный сектор и не желает принимать его роль и важность в экономике. И было бы просто предположить , что мол де наймит заОкеанских воротил, которые желают сильничать «синеокую РБ» , и чем хуже для РБ , тем лучше. Не скрою , такой подход (чем хуже для рб-шной модели , тем лучше) , думаю , имеет место быть , но он , скорее всего , следствие монетарной аналитической позиции , выстроенной в рамках западного глобального проекта, и жесткости её идеологии.
Однако в такой позиции видится некая нелепица и несуразность , т.к. следования в фарватере «единственно верного учения» , без творческой (именно так) адаптации его к изменяющимся внешним и внутренним условиям обычно до добра не доводит. Социальные образования (экономика +политика ) , выстроенные в рамках таких застывших догматов ожидает конец их истории...
О «конце истории» ( и , безусловно , её идеологии) отлично высказался Хазин. Сегодня мир стоит перед принципиальным, радикальным сломом. Ни в 1917, ни в 1991 году этот слом не был таким мощным, поскольку все идеи, в рамках которых происходили изменения, уже были известны и даже, в некотором смысле, привычны. Я не зря тут пару недель назад писал про Парагвай XIX века – руководители большевиков после Октября 1917 года прекрасно понимали, что их через пару десятилетий ждет судьба Парагвая – и именно от этого, тотального уничтожения, Сталин и спасал страну в 20-е – 30-е годы.

А сегодня уже понятно, что альтернативных идей, в общем, нет. В Европе такая ситуация сложилась в XVI-XVII веках, когда после более чем 1000 лет христианства в идеологии и феодализма в экономике и управлении начался жесточайший слом. Это было крайне тяжелое время, это видно даже по учебникам истории и не дай Бог, чтобы оно повторилось. Но для того, чтобы этого избежать нужно еще до того, как этот слом разрушит все защитные цивилизационные механизмы, предложить новые идеи. Не менее цивилизационные по масштабу.

Кто-то скажет, что Запад, который пока жестко держит монополию на идеологию, полученную в 1991 год, никогда такого не допустит. Тут есть что возразить – достаточно напомнить про пресловутые митинги в Москве, про которые еще в ноябре даже рассуждать было смешно. Когда дело доходит до кризиса такого масштаба, все иллюзии и охранительные механизмы рушатся на глазах. Другое дело, что митинги у нас носят не конструктивный характер, они – против. А для мира нужна конструктивная идея, но с точки зрения общего механизма тут одно и то же – если такая идея появится, она, в какой-то момент развития кризиса, захватит мир, или, хотя бы, его часть.

Есть еще одна проблема, которая, впрочем, специфична как раз для Запада (ну, если угодно, для «Западного» глобального проекта) и связана как раз с монополией на идеологию. Поскольку, в отличие от проекта «Красного», жесткость идеологии там намного сильнее и в связи с этим, разработать соответствующую альтернативную модель практически невозможно. Как нас учит философия, невозможно описать систему, находясь внутри самой этой системы, а без такого, более или менее объективного описания, невозможно и строить эффективную альтернативную модель. Поскольку, с одной стороны, с грязной водой можно выкинуть и ребенка, а, с другой, можно просто не заметить те моменты, которые как раз и позволят добиться успеха.

Для примера можно предложить нарисовать вид дома, в котором вы живете, исключительно по информации, которую можно получить, находясь внутри его. Ничего не получится. И не исключено, что как раз из-за этого эффекта теорию кризиса разработали именно в нашей стране, то есть как раз там, где монополия «единственно верного» Западного учения еще не стала абсолютно доминирующей.

Так вот, понимание того, что такая альтернативная модель, или, хотя бы, описание сегодняшнего мира, категорически сегодня необходима, уже дошло до наиболее адекватных представителей «Западного» глобального проекта. Понимают они и то, что сделать это можно сегодня только вовне базовой проектной территории, я об этом уже писал. И, с учетом того задела, который у нас сегодня есть, я очень хочу поучаствовать в этой работе.
...
Сегодня ситуация с разработкой новой идеологии, точнее, пока, только ее языка, представляется мне куда более продвинутой и, чего греза таить, интересной. И по этой причине я пока не буду отказываться от этого проекта, тем более что под него, судя по всему, в начале года может появиться серьезный ресурс (даже не столько денежный, сколько организационный).

  • 1
Хазин конечно голова, но не стоит абсолютизировать максиму о невозможности описания системы изнутри системы. Само существование философии и науки вообще опровергает это утверждение. Всё зависит от степени гениальности "описывателя".

Связь наблюдателя и наблюдаемого – это скорее абсолютная максима , а возможность появления гения внутри , способного дистанцироваться от такой связи , - это исключение из такой максимы , которое эту максиму и подтверждает. Недаром Хазин акцентирует , что у «нашего» наблюдателя (возраста 35-40 и выше) есть опыт наблюдения , исходя из двух систем координат (внутренней и внешней) , который даёт ему преимущества над чисто внутренним опытом наблюдений , т.к. он дополнительно может ещё и сравнивать внутренние \ внешние практики.

Этот момент я похоже не уловил - да возможности для анализа повышаются, хотя сумма знаний не гарантирует правильных выводов и появления философской системы - здесь без гения всё равно не обойтись. Можно впрочем надеятся, что даже несовсем гениальные наработки подобных наблюдателей послужат хорошим материалом для будущего прорыва - на пустом месте даже гению делать нечего.

Ну , Хазин совершенно верно (с моей точки зрения) декларирует , что поколение , имеющее здравый смысл и навыки, сформированные в рамках доктрин одной и второй противоборствующих систем 20-го века (США –СССР), имеет приоритетный уникальный шанс родить что-то третье для века 21-го, которое будет вакциной для лечения глобального кризиса и продолжит «историю» , что , конечно же , не снимает вопрос о гении.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account