piatroff (piatroff) wrote,
piatroff
piatroff

Логика исторического процесса ?

Пожалуй , один из последних обращусь к статье Фрэнсиса Фукуямы, "Будущее истории". С моей точки зрения , особый интерес представляет раздел Идеология будущего , т.к. идеологий – это представления о смысле справедливости и её мерах.
Я не буду сейчас останавливаться на тезе «среднего класса» , как самоцености для любого общества , что в советском проекте , что в капиталистическом , т.к. этому уже обращался так или эдак (метки - идеология) и как-нибудь посвящу отдельное эссе. Просто предложу принять это суждение Фукуямы , как аксиому, как справедливость для большинства. Интерес представляют меры , которые с точки зрения Фукуямы, позволят её реализовать.

Итак , приступим.
1. Представьте на мгновение неизвестного сочинителя, который, ютясь где-нибудь на чердаке, пытается сформулировать идеологию будущего, способную обеспечить реалистичный путь к миру со здоровым обществом среднего класса и прочной демократией. Какой была бы эта идеология?

Фукуяма вполне трезво и верно предполагает, что «средний класс» и демократические механизмы неразделимы, но постулирует эти механизмы , как некую смысловую самоценность. С таким акцентом я не соглашусь , т.к. демократические механизмы это всего лишь функционал , который позволяет реализовывать потребности «среднего класса» ( социальные лифты, кластерные подходы, проявления солидарных реакций и т.д. и т.п.). Никакой смысловой ценностью он не обладает. Более того , даже форма такого функционала в империи добра перегружена авторитарными механизмами. А идеалистический демократический проект конца 90-х (да , это был идеалистический проект, в который поверили граждане позднего СССР) , под гимны которому разрушился СССР , окончился крахом. Т.е. это функционал без проблем может быть реализован в авторитарной институциональной среде , а в демократической институциональной ,так же без проблем, могут реализовываться крайние формы авторитаризма.

2. Она содержала бы по крайней мере два компонента, политический и экономический. В политическом отношении новая идеология должна подтвердить превосходство демократической политики над экономикой, а также вновь закрепить легитимность государства как выразителя общественных интересов. Но программы, которые она должна продвигать для защиты жизни среднего класса, не могут опираться только на существующий механизм государства всеобщего благоденствия. Эта идеология должна как-то изменить госсектор, сделав его независимым от нынешних заинтересованных лиц и используя при этом новые, базирующиеся на технологиях подходы для предоставления услуг. Она также должна решительно заявить о необходимости перераспределения благ и представить реалистичный путь к прекращению доминирования групп интересов в политике.

Интерес представляет два момента:
- Доминирование политики над экономикой. Известное выражение – «Ничего личного , только бизнес» в рамках этого тезиса могло бы звучать так «Сначала личное (политика) , а только потом бизнес (экономика)».
- Наполнить легитимность гос. метафизикой общественных интересов. Как минимум - видится закрытие вопроса де-факто доминирования прав меньшинств любых цветов и видов , как максимум - формирование иной (отличной от текущей) идентичности , на базе которой и будет формироваться личное отношение. Интересное мнение о возможном сценарии формирования такой идентичности в будущем -По мнению социолога Андрея Фурсова, в ближайшем будущем институт власти приобретет форму орденов

3. В экономическом отношении идеология не может начинаться с осуждения капитализма, как если бы старый социализм по-прежнему являлся жизнеспособной альтернативой. Речь должна идти о коррекции капитализма и о том, в какой степени государство должно помогать обществу приспособиться к изменениям.

Суждение интересно тем , что постулируется жизнеспособность капитализма , основой которого является конкурентная борьба , но выделяется особая роль гос. , которая должно помогать обществу. В 1-ой половине 20-го реализация неких подобных принципов родило проект национал-социализма , который совместил и социализм (заботу гос.) и национализм , как высшую форму конкурентной борьбы.

4. Глобализацию нужно рассматривать не как неотвратимый факт, а как вызов и возможность, которые необходимо тщательно контролировать политически. Новая идеология не будет считать рынок самоцелью, скорее она должна оценивать мировую торговлю и инвестиции с точки зрения не только накопления национального богатства, но и вклада в процветание среднего класса.

Выглядит достаточно специфично с учётом контуров «орденского сценария» формирования идентичности и известного исторического опыта национал-социализма. Национал-социализм однозначно ничтожная стратегия ,т.к. она субъективно противопоставляет себя всему миру , с которым партнёрские коммуникация априорно становятся затруднительны , а «орденский сценарий» позволяет выстраивать коммуникацию со всем миром , т.к. известные в истории принципы формирования орденов универсальны...
Tags: Фукуяма, идеология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments